Светлана Андреевна Максина
Проректор по социально-экономическим вопросам, главный бухгалтер.
Коденцев Евгений Иванович
Руководитель цикловой комиссии
Александра Алексеевна Лепёхин
Ведущий специалист департамента по работе со студентами (куратор)
Олеся Александровна Ющенко
Начальник редакционно-издательского отдела
Дмитрий Павлович Воронков
Преподаватель истории
Екатерина Борисовна Кушнина
Помощник ректора ВИВТ по ОВР
Светлана Михайловна Шляхова
Руководитель офиса организации и сопровождения ГИА, секретарь УМС и Педсовета
Владислав Владимирович Гарбузов
Преподаватель математики
Светлана Ивановна Антонова
Руководитель центра социально-педагогического и психологического сопровождения
Юрий Петрович Преображенский
Проректор по ИТ
Яков Евсеевич Львович
Основатель ВИВТ, профессор, д.т.н., заслуженный деятель науки РФ, академик РАЕН
Яков Евсеевич Львович
Основатель ВИВТ, профессор, д.т.н., заслуженный деятель науки РФ, академик РАЕН
АРТ-ВИВТ: В 1992 году Вы вместе с партнерами открыли новое учебное заведение в Воронеже ‒ Международный университет высоких технологий. Какие сложности и вызовы стояли перед вами тогда?
Я.Е: Создать новый вуз ‒ это всегда сложно. И, конечно, я не могу сказать, что это была полностью моя инициатива. Я в то время был проректором технического университета, и эту идею предложил ректор Фролов Владимир Николаевич, который был членом коллегии Министерства. Там как раз обсуждался вопрос об изменениях в Законе «Об образовании» и о том, что появился новый тип образовательного учреждения ‒ негосударственный вуз. Негосударственными вузами занялись в основном физические лица. Речь стояла о том, нельзя ли, чтобы государственные вузы целый ряд негосударственных взяли под свое крыло? Владимир Николаевич проявил инициативу и предложил мне организовать такой вуз.
Надо было найти те точки опоры, на которых можно было организовать новый университет. Чтобы не повторять то образование и те образовательные программы, которые были в государственном вузе.
Тогда была возможность предложить свою образовательную программу, ее лицензировать и аккредитовать. Мы решили, что пойдем по двум направлениям: первое направление — это стык техники и медицины. Поэтому у нас появилось направление «Медицинские технологии».
А второй стык был связан с механическим заводом, с которым мы работали. В это время начинался этап конверсии, так называемые двойные технологии, когда методики, которые до этого использовались для оборонной промышленности и ракетно-космического комплекса, использовали для выпуска товаров народного хозяйства. Нужны были специалисты, которые бы этими технологиями владели (а они очень сложные), а с другой стороны, могли бы их использовать для других целей. Как раз тогда оказалось, что появилась возможность на базе механического завода готовить различные комплектующие для тепловых энергетических установок и нефтяного комплекса. На тех же материалах, на тех же технологиях. И поэтому мы стали развивать направление «Специальное машиностроение».
Нашими партнерами с точки зрения медицины стали Медицинская академия и Областной клинический лечебно-диагностический центр. А с позиций машиностроения ‒ Воронежский механический завод. Именно руководители этих организаций на собрании учредителей и определяли название. Назвать было непросто, были разные варианты. И вот директор механического завода Костин Георгий Васильевич сказал, что все эти технологии на стыке ‒ это технологии высокие, давайте назовем Международный университет высоких технологий. Вот так это название возникло и дальше развивалось.
Для начала была нужна база, где проводить занятия. Главный врач диагностического центра предложил нам занять у них два этажа, часть аудиторий размещалась на механическом заводе (там как раз их механический техникум) нам дали помещение, чтобы развивать специальность.
Ну и, соответственно, первичное финансирование дали и технический институт, и диагностический центр, и механический завод. Конечно, за определенные выполненные работы, просто так деньги было дать нельзя.
Мы сразу стали заниматься научными исследованиями, потому что тут же нам было предложено участие в создании различных медицинских информационных систем. И поэтому вуз сразу развивался не только как образовательное учреждение, но и как организация, способная выполнять научные исследования и конкретные разработки, необходимые для реальной социально- экономической сферы.
АРТ-ВИВТ: Расскажите, пожалуйста, что было самым сложным в становлении бизнеса в 90-е?
Я.Е: результатом бизнеса являются специалисты, определить востребованность этих специалистов. Потому что все готовы утверждать образовательные программы, обсуждать, но потом выпускникам же где-то надо работать! В 90-е годы с работой было очень сложно. И, конечно, эти трудности нам приходилось преодолевать, заранее подыскивая рабочие места.
Когда началась работа системы обязательного медицинского страхования, там сразу понадобилась широкая информатизация - многие первые наши специалисты работали там.
Молодежь, самую лучшую, мы старались оставлять в вузе, и сейчас они определяют ведущие позиции преподавателей и менеджмента вуза. Но были и те, кого было сложно трудоустроить, и они, наверное, устраивались не по специальности. Но, тем не менее, мы всегда отслеживали этот вопрос.
И вторая сложность, это то, что в регионе образовательные услуги ценились, значительно дешевле, чем, допустим, в Москве или в Санкт-Петербурге. Поэтому там очень быстро развивались вузы, они могли приобретать себе здания, поскольку люди были готовы платить достаточно большие средства. В провинции у людей таких средств нет. Поэтому второй вопрос был с тем, что всегда у нас был ограниченный бюджет, исходя из возможностей населения, и при этом бюджете развивать еще материальную базу было возможно, а уже думать о приобретении своих каких-то помещений, своей собственности - сложно. Но, тем не менее, мы накапливали средства и в определенный момент приобрели здание, которое объединение Работница готовила для себя как здание административное, но затем их возможности тоже очень сузились и потребность в этом здании у них уже не было.
Оно было в недостроенном, полуразрушенном состоянии и потребовало значительных вложений, чтобы выйти на соответствующий уровень. Здесь нам оказал большую поддержку московский вуз - Российский новый университет. Мы потом с ним, естественно, полностью рассчитались.
АРТ-ВИВТ: В первом названии вуза есть термин Международный, расскажите, как проходило взаимодействие с другими странами?
Я.Е: Действительно, мы назвались Международный университет высоких технологий, потому что это были годы, когда казалось, что мы выходим на такую интеграцию с различными международными структурами, которые позволят нам дальше развиваться. Диагностический центр полностью ориентировался на зарубежное оборудование, велся целый ряд разработок с иностранными организациями - они приезжали для возможности развития этих технологий в Воронеж. И у нас тоже были партнерские отношения. Это позволяло нам получать новую информацию и развиваться.
Мы думали, что тех специалистов, которые мы сможем готовить, они смогут привлекать на работу. Кроме того, такого направления не было в зарубежном перечне направлений, и мы думали, что мы сможем привлекать студентов из-за рубежа. И действительно находились организации, которые готовы были нам отправлять студентов. Но там вопрос стоял по-другому: если это государство с развитой экономикой, то было четкое условие - все образование должно быть на их языке. То есть это или английский, или немецкий язык. Такого подбора педагогических кадров, к сожалению, мы не смогли осуществить. Но в направлении подготовки тех студентов из-за рубежа, которые приезжали и проходили подготовительные факультеты в классических университетах - целый ряд этих абитуриентов поступали потом к нам. Так у нас появилось достаточно много иностранцев.
Международные связи были активными, они развивались и с Китаем и Соединенными Штатами Америки, потом со Словакией, и давали свой эффект и результат.
Но ни одна из этих организаций не согласилась быть у нас учредителем. Учреждение международное тогда требовало изменения организационные формы, это должно было быть совместное предприятие. Совместным предприятием были свои сложности по налогообложению, по всем другим вопросам. Поэтому мы решили ограничиться отечественными учредителями и перешли к наименованию Воронежский институт высоких технологий.
АРТ-ВИВТ: Как Вы набирали первую команду менеджмента и преподавателей? Были ли сложности с кадрами или, наоборот, было проще и легче?
Я.Е: Ну, команду набирал я, прежде всего, из своих учеников и тех коллег по кафедре, по техническому университету, по медицинской академии, по технологическому центру, с которым мы уже работали. Тут не было какого-то рекрутинга и каких-то исследований. Здесь были все свои.
АРТ-ВИВТ: То есть ВИВТ с самого начала был семейным вузом?
Я.Е: Да
АРТ-ВИВТ: Вспомните, в какой момент Вы поняли - да, вуз состоялся!
Я.Е: Ну, при мне вуз еще не состоялся. В январе 2001 года ректором вуза был избран Игорь Яковлевич, прошло приблизительно после этого пять-шесть лет, по своей загруженности той работой, которая тогда была, я не очень мог вникать в дела вуза. В какой-то момент мы решили провести здесь мероприятие, связанное с Советом ректоров, с приездом приглашенных людей из Министерства образования, уже по своей должности я более глубоко вник и почувствовал, что Игорю Яковлевичу по сравнению с тем, на чем я завершил, удалось существенно развить вуз! Появились филиалы, значительно увеличился контингент и появилось это здание.
Поэтому ВИВТ состоялся примерно с этого момента, когда уже было свое здание, активно велась на большом контингенте образовательная деятельность, а научные исследования продолжались по медицинским и информационным системам - они тогда шли широко. Система, которая была разработана в ВИВТ по обязательному медицинскому страхованию, использовалась в 68 регионах, у нас здесь была целая группа, которая обслуживала, ездила по всем регионам, вплоть до Камчатки, сопровождая эту систему.
АРТ-ВИВТ: Когда было сложнее работать в образовании сейчас или на заре 90х?
Я.Е: Смотря, что понимать под образованием. Если под образованием понимать работу со студентами, получение ими знаний, навыков, умений, то это задача педагогического состава.
Это всегда была сложно, всегда обучающиеся были разнородные. Когда в техническом университете были еще большие потоки по 150 человек, и я заходил в аудиторию первый раз на первую лекцию, я мог из 150 выделить 10 пар глаз студентов, на которых я буду опираться. Для 30% это был фон, и они особо ничем не интересовались. Ну а кто-то просто добросовестно записывал лекцию.
Изменилась ли эта структура? Сейчас потоки поменьше, но, когда я захожу на лекцию в процентном соотношении приблизительно тоже. Но что изменилось? Почему труднее стало работать на современном этапе? Те студенты, которые мотивированно и с пониманием идут на определенные направления, они требуют профессиональной подготовки. Они начинают работать, и у них появляются те вопросы, к которым часто преподаватели уже не готовы, потому что это конкретные вопросы, связанные не просто с теорией, а с практическим применением. И поэтому там, где удается преподавателям работать вместе с фирмами и постоянно пополнять и дополнять свой уровень, где есть практикориентированность, там студенты работают с большим интересом.
Второй уровень образования — административный. Вот в административном стало работать намного сложнее. Во-первых, та бюрократическая система, которая сверху все сильнее и сильнее развивалась, по крайней мере, до последнего времени - верю, что на это обратят внимание и дадут этой системе несколько остыть, по сравнению с теми «горячими головами», которые хотели вообще все формализовать и от вуза не столько интересоваться качественной подготовкой, сколько качественным оформлением документов. И приобрел самое главное значение документооборот, выполненный по жестко определенной форме. Все остальное никого не волновало. Это всегда создавало трудности, потому что преподаватель не чиновник, он человек творческий. Это наложило, конечно, свои отпечатки и трудности.
И вторая составляющая, которая накладывала такой отпечаток — это тот момент, когда было принято решение по новому закону об образовании о деидеологизации в вузах. Многие возражали против этого. Я тоже, когда был членом коллегии министерства, возражал, что это нельзя делать резко — «С сегодняшнего дня вуз больше с этими вопросами не занимается!».
Опять-таки, были «горячие головы», которые говорили нет, это должны быть какие-то общественные организации, гражданское общество у нас будет развиваться, и все будет нормально. Оказалось, что не так.
Хорошо, что в Воронежском институте высоких технологий наряду с образованием, наукой, воспитательная работа и воспитательный процесс всегда были равноправными. Нам сейчас в этом отношении проще. Многим вузам очень сложно возвращаться к этому уровню и заниматься этими вопросами.
АРТ-ВИВТ: Если бы за 30 лет можно было бы изменить только одно Ваше управленческое решение, что бы Вы хотели поменять?
Я.Е: Нет, я бы ничего не изменил…Были разные предложения, например, чтобы вуз вошел в состав московских вузов, стал филиалом. От этого управленческого решения я отказался. Еще учредители предлагали не делать такую преемственность – «Ведь у вас сын достаточно молодой!», предлагали другие кандидатуры на должность ректора. Я это управленческое решение тоже никогда бы не изменил. Не потому, что это мой сын, а потому что вижу, как он работал и что он сделал.
АРТ-ВИВТ: Как Вы думаете, как сегодня должен меняться вуз, чтобы соответствовать запросам и вызовам времени?
Я.Е: Вуз должен в образовательном процессе больше переходить на различные смешанные, гибридные формы, при этом во главу угла ставить индивидуализацию обучения. Что я здесь имею в виду – воспитание в родительской среде сейчас совсем другое, ребенок становится центром, имеющим свое пространство, свое право и свои жизненные цели, когда его нельзя уже загонять в одинаковые условия со всеми. Он должен видеть, что у него есть какие-то другие возможности, и ничего страшного, если при этом происходит сравнение этих возможностей.
Важно продолжение нашей идеи совмещения разных форм обучения: очной и онлайн. А также принципы построения образовательного процесса. Конечно же, наиболее эффективный принцип ‒ модульный. Если какой-то модуль дисциплин, связанных между собой, изучается в течение определенной части семестра, то сразу же происходит аттестация по этим модулям. Следующий блок должен быть более высокого уровня, чтобы студент понимал, что он не просто здесь затратил усилия и получил результаты при аттестации, а он эти знания сможет использовать дальше.
Перестройка такой программы трудная, но к этому тоже надо стремиться.
Возможность гибридной формы закрывает еще и другие потребности современного студента, потому что на третьем-четвертом курсе он уже начинает работать, и ему нужен другой график организации учебного процесса. Организовать это в аудитории обычно сложно, а вот дать ему эту возможность онлайн или через другие дистанционные средства – это очень важно.
Ну и дальше, конечно, это все-таки максимальная ориентация на заказчиков наших кадров. Да, не надо снижать в связи с этим фундаментальность подготовки, но даже при фундаментальной подготовке нужно привлекать возможности тех, кто может быть наиболее реальными партнерами при трудоустройстве наших выпускников.
Юрий Петрович Преображенский
Проректор по ИТ
Юбилейный год ВИВТ продолжается, а вместе с ним и знакомство с VIVTfamily. Мы пообщались с проректором по ИТ, заместителем директора колледжа по информационным технологиям Юрием Петровичем Преображенским, чтобы узнать о том, как ВИВТ стал неотъемлемой частью его жизнью.
АРТ-ВИВТ: Что для Вас вуз и Ваша работа в нём
Юрий Петрович: Как бы пафосно это не прозвучало, вуз и работа в нём – это моя жизнь. Все планы и цели пропускаются через призму моей деятельности в ВИВТ, но это не тяготит, а наоборот, придает смысл тому, что я делаю.
АРТ-ВИВТ: Как началась Ваша история с ВИВТ?
Юрий Петрович: Я поступил в ВГТУ на специальность "Информационные системы". Кстати, это был первой набор. Через некоторое время заведующий моей кафедрой, профессор Яков Евсеевич Львович предложил ряду студентов параллельно пройти обучение по программам бакалавриата и специалитета в Международном Университете Высоких Технологий. Как принято говорить, там было всё очень интересно, но ничего непонятно. Тем не менее почти половина моей группы откликнулась на предложение, и мы начали одновременно учиться в МУВТ и ВГТУ, проходить практику в Северных электросетях, а затем в фирме "Солвер". Гибкая и довольно необычная учебная программа – вот, что мы увидели в МУВТ. Знакомство с администрированием компьютерных сетей на базе RedHat Linux, технологии баз данных от Oracle, практика в вычислительном центре только-только построенного здания "Сбербанка"... Именно на параллельном обучении в МУВТ многие из моих одногруппников уже серьёзно начали заниматься карьерой. Отдельно отмечу защиту дипломов в МУВТ, а ещё через год в ВИВТ. Это было прекрасно! К превеликому счастью, спасибо моим одногруппникам, есть видеозаписи нескольких выступлений – очень тёплые и драгоценные кадры нашей молодости.
АРТ-ВИВТ: Как долго Вы работаете в ВИВТ?
Юрий Петрович: Впервые я, молодой преподаватель, вступил на порог ВИВТ осенью 1999 года.
АРТ-ВИВТ: В какой роли Вы пришли в коллектив?
Юрий Петрович: Изначально я был педагогом офисных и информационных технологий. Для старта педагогической карьеры мне пригодился небольшой практический опыт в программировании и системном администрировании.
АРТ-ВИВТ: Сравните ВИВТ, в который Вы пришли, с тем, каким он является на данный момент: атмосфера, уровень развития, студенты, коллектив.
Юрий Петрович: Вопрос, безусловно, любопытный и провокационный. С одной стороны, можно дать очевидный ответ: раньше всё было сложнее и тяжелее, а вот сейчас всё легко и просто. Раньше ВИВТ – это куча помещений, раскиданных по городу, это толпы студентов, которые ищут "Торпедо, 9", это компьютерные классы без мощного оборудования… Вот только мысли остались те же, что и 20 лет назад: мне интересно идти на работу и решать любые задачи, поставленные руководством и жизнью. Конечно, сейчас всё находится в одном комфортном здании, а технологии развились до превосходного уровня. Коллектив, который был в 1999 году, помещался в одной аудитории. Сейчас мы с трудом можем разместиться даже на первом этаже. Однако дух VIVTfamily в целом остался таким же. Только студенты, да простят они меня, стали более ленивыми, хотя это просто всеобщая тенденция.
АРТ-ВИВТ: Какое восприятие ВИВТ было у Вас в первые месяцы работы, и поменялось ли оно спустя время?
Юрий Петрович: ВИВТ – это семья со всеми жизненными атрибутами. С течением времени моё восприятие совершенно не изменилось.
АРТ-ВИВТ: Вспомните самый курьёзный случай из Вашей карьеры
Юрий Петрович: Как шутят мои коллеги, такие случаи нельзя рассказывать и печатать в газете. Пожалуй, стоит вспомнить момент, когда зашедший на экзамен по программированию студент оказался не из этой группы, да и экзамен по дисциплине он уже сдавал в прошлом году. Молодой человек зашёл в аудиторию, чтобы просто что-то спросить. Однако, по его словам, я был столь суров, что он не решился ничего сказать, молча взял билет и сел отвечать. Ситуация прояснилась, когда я попросил его дать зачётку.
АРТ-ВИВТ: Какой сотрудник\студент запомнился Вам больше всего
Юрий Петрович: Студентов я могу вспоминать долго, но выделить из них кого-то одного не могу и не хочу. Из сотрудников в моей памяти навсегда осталась Светлана Владимировна Орлова.
АРТ-ВИВТ:На каких принципах Вы строили свой первый коллектив?
Юрий Петрович: Первыми сотрудниками были коллеги по предыдущей работе, активные студенты или люди, которых мне порекомендовали. Потом уже жизнь внесла определённые коррективы, и сейчас в коллектив попадают люди, профессионализм которых проверен временем.
АРТ-ВИВТ: ВИВТ – это дружная и крепкая семья. А кто-то из вашей семьи связал свою жизнь с вузом или колледжем?
Юрий Петрович: В ВИВТ когда-то училась на специальных курсах по работе с компьютером моя будущая супруга. Кроме того, здесь уже долгие годы работает мой брат. В целом родственных связей, если чуть-чуть поскрести, можно найти весьма немало.
АРТ-ВИВТ: С какими успехами ВИВТ подошёл к 30-летнему юбилею с точки зрения Вашего подразделения?
Юрий Петрович: К юбилею мы пришли с мощной и динамично развивающейся информационной инфраструктурой. Пандемии и прочие катаклизмы лишь закалили наш дух, укрепили уверенность в том, что мы всё делаем правильно. На айтишниках сейчас стоит весь мир, поэтому наш коллектив со всей ответственностью и усердием трудится на благо любимого ВИВТ.
АРТ-ВИВТ: Из года в год вуз активно развивается и продолжает занимать ведущие позиции в рейтингах российских вузов, и это, пожалуй, одно из самых значимых достижений вашей деятельности. Что помогает ВИВТ быть конкурентоспособным на уровне других российских вузов?
Юрий Петрович: Ответ довольно прост: вместо того, чтобы бросаться на амбразуру, мы включаем коллективный разум и решает общую задачу. Это касается любой сферы жизни вуза: образование, наука, проекты… Конкуренция любит честных, поэтому мы стараемся работать максимально открыто.
АРТ-ВИВТ:Давайте пофантазируем, каким будет вуз в 2122 году?
Юрий Петрович: Я думаю, соседнее здание уже построят, голографические лекции устареют… Давайте годиков через 60 поговорим, тогда понятнее будет.
АРТ-ВИВТ: В какой роли Вы пришли в коллектив?
Юрий Петрович: Спокойствия, мира, добра и уверенности в завтрашнем дне. Любите то, что вы делаете, и тех, кто рядом с вами!
Светлана Ивановна Антонова
Руководитель центра социально-педагогического и психологического сопровождения
АРТ-ВИВТ: Когда Вы пришли работать в ВИВТ?
Светлана Ивановна: В сентябре 2021 года.
АРТ-ВИВТ: С чем связан выбор профессии психолога?
Светлана Ивановна: Психолог помогает людям понять, что они являются самым ценным в этом мире. Он участвует в волшебном превращении неуверенного в себе человека в твёрдого и решительного, слабого и трусливого – в сильного и смелого.
АРТ-ВИВТ: Посоветуете ли Вы студентам связать свою жизнь с психологией?
Светлана Ивановна: Конечно! Представители этой профессии ломают психологические барьеры и улучшают качество жизни того или иного человека.
АРТ-ВИВТ: Почему Вы решили помогать людям?
Светлана Ивановна: Иногда людям не к кому обратиться в сложной ситуации. Я поддерживаю их, помогаю им справиться со своими переживаниями, поверить в себя и снова начать радоваться жизни.
АРТ-ВИВТ: Нравится ли Вам общаться с людьми?
Светлана Ивановна: Общение с людьми даёт мне возможность узнавать что-то новое и интересное. Больше всего я люблю разговаривать с умными и успешными людьми, которые знают, что они хотят получить от жизни.
АРТ-ВИВТ: С какими проблемами к Вам обращаются чаще всего?
Светлана Ивановна: Обычно ко мне общаются с такими проблемами: «Какие достоинства у меня есть?», «В чём моя сила?», «Как полюбить себя», «Как контролировать свои эмоции?», «Как находить контакт с окружающими?».
АРТ-ВИВТ: Сейчас многих людей волнует вопрос «как полюбить себя?». Какое упражнение Вы посоветуете, чтобы справиться с данной проблемой?
Светлана Ивановна: Вставая утром, смотрите в зеркало и говорите себе: «Я люблю тебя». Это самое сильное действенное упражнение. Со временем вы поверите в эти слова и сможете полюбить себя.
АРТ-ВИВТ: В наше непростое время очень сложно не испытывать стресс. Как сохранять спокойствие и здравый рассудок в новых условиях?
Светлана Ивановна: Знаете, я сейчас с этим сталкиваюсь. Мне говорят: «Смысл поступать в институт, планировать путешествия, развиваться в своём деле?». Я говорю: «А что сейчас изменилось? Всегда что-то происходит. Просто одни продолжают жить, а другие перекладывают свою ответственность на какие-то события». Именно такие люди и находятся в стрессе. Я считаю, что в любой ситуации нужно найти в себе силы жить дальше. Ведь, если ты сядешь и будешь ждать, когда пройдёт стресс, то ничего не изменится. Другое дело, когда ты берёшь себя в руки, начинаешь заниматься повседневными делами, работать, учиться и т. п. Вообще важно любить свою деятельность. Смени работу, если ты идёшь на неё как на каторгу. Найди в предмете что-то интересное, пользу для себя, если не хочешь готовиться к экзамену.
АРТ-ВИВТ: Какими были Ваши студенческие годы?
Светлана Ивановна: Я была отважным студентом и в основном общалась с мальчишками. Например, могла прогулять пару. Думаю, это была не безответственность, а провокация. Сейчас с высоты своего жизненного и профессионального опыта я понимаю, что мой бунт был связан с недостатком родительского внимания.
АРТ-ВИВТ: А как преподаватели относились к Вашему поведению?
Светлана Ивановна: Все преподаватели мне говорили: «Проскурякова, ты ведь очень умная. Ну в чём дело?». Что касается обучения, то мне не очень легко давалась математика, я была гуманитарием. Любила русский язык и литературу. Несмотря на некоторые сложности училась на «5» и «4». Что-то зубрила, где-то списывала, но всегда старалась всё сдать, ведь понимала, что образование – это фундамент моего будущего. Такую мысль мне привил отец. В какие-то моменты мне не хватало похвалы от родителей. Мама постоянно меня критиковала. Даже когда я получала грамоту или диплом, она говорила: «Это всё несерьёзно». Преподаватели же всегда хорошо ко мне относились. Я участвовала во всех мероприятиях, хотя каждый раз, выходя на сцену, очень сильно волновалась. Всё равно шла вперед, не смотря на свои страхи. Вообще я всегда придерживаюсь такого мнения: лучше что-то сделать и, оглядываясь назад, ни о чём не жалеть, знать, что ты сделал всё возможное, чем сидеть и думать: а как бы оно было, если бы я тогда что-то сделал?»
АРТ-ВИВТ: Есть ли у Вас хобби?
Светлана Ивановна: Я собираю грибы, читаю книги, слушаю граммофон и собираю пластинки.
Владислав Владимирович Гарбузов
Преподаватель математики
АРТ-ВИВТ: Как давно Вы преподаёте? С какими трудностями Вы столкнулись на заре своей карьеры?
Владислав Владимирович: Я преподаю с 2016 года после получения диплома бакалавра. Свой первый опыт я получил в МБОУ "Гимназия им. И. С. Никитина". Затем работал в частных центрах подготовки ОГЭ И ЕГЭ. Как молодому специалисту мне было сложно контролировать поведение учеников младших классов. Со временем мне удалось наладить дисциплину на уроках.
АРТ-ВИВТ: Расскажите, что привело Вас в ВИВТ?
Владислав Владимирович: Всегда хотел работать со студентами, так как считаю, что эти ребята осознано идут получать знания. По этой причине я и пошёл в ВИВТ.
АРТ-ВИВТ: Как прошёл Ваш первый рабочий день?
Владислав Владимирович: В свой первый рабочий день я с волнением шёл на занятия, но после знакомства с ребятами, напряжение куда-то пропало и появилось желание научить их чему-то новому.
АРТ-ВИВТ: Если не преподавание, то что?
Владислав Владимирович: Преподавание для меня очень много значит. Я даже не знаю, чем бы я занимался, если бы перестал преподавать. Мне нравится процесс обучения. Видимо, поэтому я люблю свою работу. В этом году заканчиваю аспирантуру. Вот так меня затянуло обучение. Я считаю, что люди учатся всю жизнь. Как гласит китайская мудрость: «Не бойся, что не знаешь – бойся, что не учишься».
АРТ-ВИВТ: Как Вы любите проводить свободное время?
Владислав Владимирович: Свободное время я люблю проводить с семьёй , прогуливаясь по парку и радуя ребёнка катанием на разных аттракционах.
АРТ-ВИВТ: Представьте, что вы выиграли 20 миллионов в лотерею. На что потратите приз?
Владислав Владимирович: Открою частную школу, ведь образование является важным аспектом в развитии человека.
АРТ-ВИВТ: Где Вы мечтаете побывать и почему?
Владислав Владимирович: За свои 27 лет я побывал в большом количестве стран и городов, после чего убедился, что нет ничего лучше России. Хотел бы поехать в Санкт-Петербург и Казань, потому что эти города безумно красивые.
АРТ-ВИВТ: Опишите свой характер пятью словами
Владислав Владимирович: Я считаю себя весёлым, хоть и не все понимают мои шутки, пунктуальным, в меру серьезным, необидчивым и рассудительным.
АРТ-ВИВТ: Расскажите о самом необычном подарке, который Вы получали?
Владислав Владимирович: Летом жена подарила мне поездку на канатную дорогу. Это было очень неожиданно, так как она боится высоты.
Светлана Михайловна Шляхова
Руководитель офиса организации и сопровождения ГИА, секретарь УМС и Педсовета
АРТ-ВИВТ: Как долго Вы работаете в ВИВТ? В какой роли Вы пришли в коллектив?
Светлана Михайловна: Я начала работать в ВИВТ в 1999 году. Моя основная задача состояла в профориентационной работе со школьниками и набором в первые профильные классы. Начинала свой профессиональный путь с должности методиста довузовской подготовки.
АРТ-ВИВТ: Какое восприятие ВИВТ было у Вас в первые месяцы работы, и поменялось ли оно спустя время?
Светлана Михайловна: Я пришла в институт в период его становления и была «у подножия» той вершины, которую он достиг сейчас. Несмотря на достигнутые успехи, большой штат сотрудников, он по-прежнему остаётся «домом». В ВИВТ умеют слышать и слушать, помогать другим, добиваться поставленных целей. Здесь всегда царит дружная атмосфера.
АРТ-ВИВТ: Какой сотрудник\студент запомнился Вам больше всего?
Светлана Михайловна:В институте за долгие годы работы сложился хороший коллектив, поэтому есть много людей, которых я вспоминаю с теплотой в душе: Оксана Григоренко, Полина Эфендиева, Светлана Федорова, Валентина Андреевна Марченко, Елена Ильинична Колесникова и многие другие. Из студентов мне больше всего запомнились первые довузовцы из МБОУ Гимназия №9, МБОУ СОШ №73 им. А. Ф. Чернонога и МОУ СОШ №55, а также первые КВНщики ВИВТ. Кроме того, я работала с иностранными студентами. Среди них тоже было много хороших ребят.
АРТ-ВИВТ: На каких принципах Вы строили свой первый коллектив?
Светлана Михайловна: Один за всех и все за одного.
АРТ-ВИВТ: ВИВТ – это дружная и крепкая семья. А кто-то из вашей семьи связал свою жизнь с вузом или колледжем?
Светлана Михайловна:В институт я пришла работать вместе со своим мужем. Также здесь учились мои дочери: одна получила высшее образование по специальности «социально-культурный сервис и туризм», другая – по специальности «управление персоналом».
АРТ-ВИВТ: С какими успехами ВИВТ подошёл к 30-летнему юбилею с точки зрения Вашего подразделения?
Светлана Михайловна: На данный момент моя зона ответственности – это выпуск студентов. Я могу точно сказать, что у нас есть выпускники, которыми можно гордиться!
АРТ-ВИВТ: Из года в год вуз активно развивается и продолжает занимать ведущие позиции в рейтингах российских вузов, и это, пожалуй, одно из самых значимых достижений Вашей деятельности. Что помогает ВИВТ быть конкурентоспособным на уровне других российских вузов?
Светлана Михайловна:На мой взгляд, наш вуз остаётся конкурентоспособным благодаря компетентности руководства, которое представляет собой сочетание мудрости и богатого опыта с желанием постоянно развиваться и следовать инновациям. Руководители знают, как собрать сплочённую команду из целеустремлённых, креативных и энергичных людей.
АРТ-ВИВТ: Чтобы Вы хотите пожелать в этот юбилейный год тем, кто связал свою жизнь с ВИВТ?
Светлана Михайловна: Желаю всем достижения новых творческих и научных вершин!
Екатерина Борисовна Кушнина
Помощник ректора ВИВТ по ОВР
АРТ-ВИВТ: Что для Вас вуз и Ваша работа в нём?
Екатерина Борисовна:ВИВТ для меня – это не просто работа. Это погружение во все аспекты профессиональной деятельности: ответственность за своё дело, радость от достижения целей, гордость за общие успехи.
АРТ-ВИВТ: Как долго Вы работаете в ВИВТ?
Екатерина Борисовна: Работаю в ВИВТ с 2005 года.
АРТ-ВИВТ: В какой роли Вы пришли в коллектив?
Екатерина Борисовна: В начале своего профессионального пути я работала в Отделе внеучебной деятельности и занимала должность «методист студенческого клуба». Ролей было много: организатор внеучебных мероприятий, руководитель студенческих объединений, журналист газеты «ВИВаТ!».
АРТ-ВИВТ: Сравните ВИВТ, в который Вы пришли, с тем, каким он является на данный момент: атмосфера, уровень развития, студенты, коллектив.
Екатерина Борисовна: Образовательный холдинг идёт в ногу со временем, поэтому мне несложно сравнить ВИВТ, который был в 2005 году, с современным. За этот период он вышел на новый уровень развития и добился серьёзных успехов, однако атмосфера в коллективе не изменилась: мы остаёмся сплочённой командой и вместе стремимся к новым вершинам. Пожалуй, студенты стали другими, но так будет казаться всегда: меняется время, а вместе с ним и молодёжь. Несмотря на разницу поколений, наш коллектив быстро находит общий язык с ребятами.
АРТ-ВИВТ:Какое восприятие ВИВТ было у Вас в первые месяцы работы, и поменялось ли оно спустя время?
Екатерина Борисовна: В первые месяцы работы я с удовольствием решала сложные задачи. Мне нравилось, что администрация поддерживала идеи коллектива. На мой взгляд, ВИВТ был молодым, но очень устойчивым и надежным вузом. С годами моё отношение к работе и к образовательному холдингу не изменилось, и надеюсь, что нас с ВИВТ ждут не менее плодотворные годы.
АРТ-ВИВТ: Вспомните самый курьёзный случай из Вашей карьеры
Екатерина Борисовна: Курьезных случаев в карьере не возникало. В работе часто бывают интересные ситуации, смешные по-доброму. Например, вела игру внутривузовского турнира «Что? Где? Когда?», в которой впервые участвовала команда преподавателей и сотрудников ВИВТ. Близится завершение тура, приносят ответы на очередной вопрос, я открываю один из листочков, а там написано: «Катя, скажи, что мы выиграли». Угадайте, какая команда дала такой ответ.
АРТ-ВИВТ: Какой сотрудник\студент запомнился Вам больше всего
Екатерина Борисовна: Это самый сложный вопрос! Мне запомнились все студенты, которые активно участвовали во внеучебной деятельности ВИВТ. С некоторыми выпускниками мы общаемся до сих пор и с теплотой вспоминаем время, когда с утра до вечера жили в институте и жили институтом. По сотрудникам то же самое: каждый из нас имеет свои таланты и взгляды на жизнь, но вместе мы семья. Больше всего мне запомнился Александр Владимирович Багрянцев, с которым я работала с 2005 года. Он был и руководителем, и наставником.
АРТ-ВИВТ: На каких принципах Вы строили свой первый коллектив?
Екатерина Борисовна: На всем известных и проверенных принципах: доверие, открытость, поддержка, взаимовыручка, работа на результат и, конечно, творчество. Главное, что мы всё это понимали и принимали без особых разъяснений и распоряжений.
АРТ-ВИВТ: ВИВТ – это дружная и крепкая семья. А кто-то из вашей семьи связал свою жизнь с вузом или колледжем? (работал или учился здесь)
Екатерина Борисовна: Когда я пришла работать в институт, в студактиве был молодой человек с такой же фамилией, как у меня. Мы, конечно же, решили выяснить степень родства и, обсуждая все возможные варианты, пришли к выводу, что все-таки являемся друг другу дальними родственниками. Сейчас очень редко общаемся, но своё приветствие всегда начинаем с «привет, брат!»/«привет, сестра!».
АРТ-ВИВТ: С какими успехами ВИВТ подошёл к 30-летнему юбилею с точки зрения Вашего подразделения?
Екатерина Борисовна: У ВИВТ есть серьёзный опыт организации воспитательной работы, поэтому мы сохраняем традиции и оперативно реагируем на все изменения. Работает институт кураторства, ведётся социально-педагогическое и психологическое сопровождение образовательного процесса, сформировано студенческое наставничество, активно развиваются студенческие объединения. Администрация вуза поддерживает идеи студентов, а также поощряет их спортивные, научные и творческие достижения. Особое внимание уделяется волонтёрской деятельности, которая в реализации ряда направлений уже вышла на федеральный уровень. Мы используем компетентностный подход в воспитательной системе, поэтому внеучебная деятельность становится ещё одной точкой роста для наших студентов. Главные успехи ВИВТ – это коллектив, который состоит из профессионалов, любящих своё дело, и студенты, одерживающие победы на региональных и Всероссийских конкурсах.
АРТ-ВИВТ: Из года в год вуз активно развивается и продолжает занимать ведущие позиции в рейтингах российских вузов, и это, пожалуй, одно из самых значимых достижений вашей деятельности. Что помогает ВИВТ быть конкурентоспособным на уровне других российских вузов?
Екатерина Борисовна: По моему мнению, образовательному холдингу помогает целеустремленность. Желая стать сегодня лучше, чем вчера, ВИВТ не просто отвечает вызовам современности, но и сам ставит перед собой сложные актуальные задачи.
АРТ-ВИВТ: Давайте пофантазируем, каким будет вуз в 2122 году?
Екатерина Борисовна: Я уверена, что ВИВТ будет соответствовать всем запросам нового времени.
АРТ-ВИВТ: Чтобы Вы хотите пожелать в этот юбилейный год тем, кто связал свою жизнь с ВИВТ?
Екатерина Борисовна: Желаю VIVTfamily новых открытий, достижения всех амбициозных целей и доброго пути! ВИВТ даёт много возможностей для развития и профессионального роста – используйте их, совершенствуйтесь и делайте мир лучше!
Дмитрий Павлович Воронков
Преподаватель истории
АРТ-ВИВТ: Почему Вы выбрали эту профессию, эти учебные дисциплины?
Дмитрий Павлович: Ещё со школы меня привлекала история и философия, поэтому я решил связать свою жизнь с этими учебными дисциплинами и поступить в ВГУ на исторический факультет. Затем продолжил обучение в магистратуре. У меня был опыт научной деятельности, но впоследствии я понял, что преподавание мне ближе.
АРТ-ВИВТ: Что самое важное в профессии преподавателя?
Дмитрий Павлович:Мне нравится такое выражение: «То, что хочешь зажечь в других, должно гореть в тебе самом». Я считаю, что преподаватель в первую очередь должен сам гореть своим предметом, проявлять неподдельный интерес к тому, чему он учит студентов. Это самое главное в данной профессии.
АРТ-ВИВТ:Быть преподавателем – огромная ответственность, с Вас берут пример тысячи студентов. Каким, по Вашему мнению, должен быть преподаватель?
Дмитрий Павлович: Хочется верить, что берут пример. Я считаю, что преподаватель должен обладать многими положительными качествами, среди которых грамотная речь и желание постоянно развиваться. Кроме того, ему нужно всей душой любить свои дисциплины и не забывать, что у студентов часто бывают диаметрально противоположные интересы.
АРТ-ВИВТ: Есть ли какие-то «опасные» моменты в этой профессии?
Дмитрий Павлович: На мой взгляд, самая серьёзная опасность – это выгорание. Утомлённый, скучающий, потерявший блеск в глазах преподаватель – это худшая реклама нашей профессии. При всей заинтересованности своим предметом и ответственности педагог должен отдыхать и заниматься тем, что ему нравится. Нельзя ставить работу на первое место, иначе выгорание неизбежно. Только человек, получающий удовольствие от своей жизни, может показывать достойные результаты в любой профессии.
АРТ-ВИВТ: С какими трудностями Вы столкнулись, когда начали работать со студентами?
Дмитрий Павлович: Мне работа даётся довольно легко, поэтому трудностей со студентами у меня не возникало.
Олеся Александровна Ющенко
Начальник редакционно-издательского отдела
АРТ-ВИВТ: Почему Вы выбрали эту профессию, эти учебные дисциплины?
Олеся Александровна: Я очень люблю молодёжь, поэтому работа со студентами приносит мне удовольствие. Дисциплины были выбраны с учётом квалификации по диплому.
АРТ-ВИВТ: Как всё начиналось?
Олеся Александровна: С дрожащих ног, заходящих в аудиторию на первое занятие. Потом всё оказалось не так страшно. С первых минут стало понятно, что это моё.
АРТ-ВИВТ: Расскажите, что привело Вас в ВИВТ?
Олеся Александровна: Поиск работы после переезда в Воронеж. Просто набрала в поисковике Google фразу «вузы Воронежа». В первой строке результатов поиска вышел ВИВТ. Стало интересно, о каких высоких технологиях идёт речь. Мне сразу в голову пришла мысль о том, что в ВИВТ занимаются космическими исследованиями, ведь в городе есть авиационный завод. Зашла на сайт и поняла, что институт с уклоном на IT. Решила попробовать и не пожалела.
АРТ-ВИВТ: Вы пришли сюда как молодой специалист или как профессионал своего дела?
Олеся Александровна: Как профессионал.
АРТ-ВИВТ: Расскажите о своем первом рабочем дне в ВИВТ?
Олеся Александровна: В первый рабочий день состоялось знакомство с Игорем Яковлевичем Львовичем и поступило предложение участвовать в чемпионате WorldSkills в качестве эксперта. Я согласилась. Потом ехала домой и думала: «На что я вообще подписалась?». Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают. В этот же день я познакомилась с Евгением Ивановичем Коденцевым и его лабораторией аддитивных технологий. После многолетней работы в крупном государственном вузе она показалась мне очень маленькой. В настоящее время лаборатория расширилась, оборудования стало гораздо больше. Растём, что очень приятно.
АРТ-ВИВТ: Какое самое тёплое воспоминание связано у Вас с ВИВТ?
Олеся Александровна: Наверное, участие в чемпионате WorldSkills. Работала экспертом площадки три года подряд. Мне очень нравится наблюдать, как студенты приобретают практические навыки в соревновательном процессе и радуются призовым местам.
АРТ-ВИВТ: Как давно Вы преподаёте?
Олеся Александровна: 19 лет.
АРТ-ВИВТ: Вы уже столько лет преподаёте, как изменился образ студента за это время?
Олеся Александровна: Современный студент предпочитает быстрее закончить учёбу и начать зарабатывать деньги. Раньше студенческая жизнь была для молодёжи интересной и важной главой в жизни. Сейчас для большинства ребят это просто переходный этап между школой и работой.
АРТ-ВИВТ: Как изменилась атмосфера в вузе с тех пор и что сохранилось?
Олеся Александровна: Изменилось отношение студентов к учёбе. Многие считают, что слишком много времени проводят в стенах вуза, стали устраиваться на работу примерно с 3 курса, заниматься какой-то другой деятельностью, не связанной с образованием. Сохранилась система ведения занятий: пара из двух академических часов лекций и практик.
АРТ-ВИВТ: В этом году наш образовательный холдинг отметил своё тридцатилетие. Каким Вы видите его через 10 лет?
Олеся Александровна: Трудно сказать. Работаю в ВИВТ три года. Мне нужно больше времени, чтобы понять, в какой степени он может измениться за 10 лет.
АРТ-ВИВТ: Быть преподавателем – огромная ответственность, с вас берут пример тысячи студентов. Каким, по Вашему мнению, должен быть преподаватель?
Олеся Александровна: Добрым, но строгим. Последовательным как в жизни, так и в профессии. Обязательно должно быть духовное и профессиональное развитие. Преподаватель, который застрял в прошлом веке, студентам ничуть не интересен.
АРТ-ВИВТ: Есть ли какие-то «опасные» моменты в этой профессии?
Олеся Александровна: Ни разу не сталкивалась.
АРТ-ВИВТ:С какими трудностями Вы столкнулись, когда начали работать со студентами?
Олеся Александровна: Не могу сказать, что это трудности, но я очень боялась вопросов на занятиях со стороны студентов-заочников. Сама ещё ничего не знала и не умела. Была убеждена, что теория им будет неинтересна, и что они знают больше меня. На деле оказалось всё не так страшно. Вышла из ситуации очень просто: когда мне задали практический вопрос, ответ на который я не знала, сказала: «Я теоретик, а вы как раз практики, и всё это знаете лучше меня».
АРТ-ВИВТ: Вы лояльный или строгий преподаватель?
Олеся Александровна: 50/50, зависит от конкретной ситуации.
АРТ-ВИВТ: Важно ли писать конспекты на парах?
Олеся Александровна: Если это необходимо студентам, можно зафиксировать значимые моменты. Зависит от материала, который даёт преподаватель.
АРТ-ВИВТ: Есть ли у Вас пожелания для других преподавателей в обучении и воспитании талантливых студентов?
Олеся Александровна: Дать ребятам возможность раскрыть свой потенциал и помогать им в этом.
АРТ-ВИВТ: Расскажите какой-нибудь курьёзный случай из преподавательской практики?
Олеся Александровна: У меня был студент, который всегда садился на
последний ряд и очень много разговаривал, не занимался сам и отвлекал других. На
него жаловались все преподаватели. Он носил брекеты. Между нами состоялся
следующий диалог.
Я: «Иван, скажи, пожалуйста, ты носишь брекеты? Я не ошиблась?».
Пауза, затем неуверенный ответ: «Ну, да».
Я: «А когда ешь, в них что-нибудь застревает?».
По аудитории прошёл тихий смех.
Снова неуверенный ответ: «Ну, бывает».
Я: «Например, морковка из салата?».
Смех в аудитории стал слышен немного громче.
Он: «Бывает...».
Я: «А язык ни разу не застрял?».
Смеялись все, громко и от души. Больше Иван на моих парах не разговаривал.
АРТ-ВИВТ: Как вызвать у студента интерес к учебной дисциплине?
Олеся Александровна: Интересно преподавать свои дисциплины.
АРТ-ВИВТ: Есть ли у Вас секрет, как заинтересовать современных подростков, чтобы они отложили гаджеты?
Олеся Александровна: На моих занятиях они в гаджетах не сидят, честно.
АРТ-ВИВТ:Что скажете, если студент на паре объявит, что Ваш предмет ему не интересен, что он не будет его учить или станет прогуливать занятия?
Олеся Александровна: Даже не знаю, что сказать… Такого никогда не было и думаю, что не будет.
АРТ-ВИВТ: В любом деле есть переломные моменты. Какие были у Вас?
Олеся Александровна: Первые 10 лет я преподавала в колледже, потом пришла работать в институт. Были уже другие дисциплины и студенты, отличались требования по методической работе и многое другое.
АРТ-ВИВТ: Поделитесь самым тёплым воспоминанием, связанным со студенчеством?
Олеся Александровна: Первая сессия. У нас был очень строгий преподаватель по начертательной геометрии. Он давал допуск к зачёту за выполнение курсового проекта, в графической части которого нужно было сделать чертеж некоторых простых деталей. Я всю ночь чертила, потом полюбовалась своей работой и сложила её в тубус. Когда пришла на зачёт, достала чертеж, а он попал в резьбу футляра и сильно помялся. Зачёт я, конечно, не сдала. Следующий день был последним, а ещё одну ночь черчения я бы не выдержала. После пар ребята из группы приехали ко мне домой, притащили чей-то готовый проект и через лампу и стекло перечертили его. До сих пор с теплом вспоминаю этот момент.
АРТ-ВИВТ: С какими трудностями Вы сталкивались, когда были студентом?
Олеся Александровна: Катастрофически не хватало времени. Нужно было успевать и гулять, и учиться. Очень трудно было, вспомнив, что скоро сессия, заставить себя садиться за учёбу.
АРТ-ВИВТ: Какими были Ваши студенческие годы?
Олеся Александровна: Бурными и весёлыми. У меня было настоящее студенчество со стройотрядами, дискотеками, КВН и прочими интересным мероприятиями.
АРТ-ВИВТ: Почему Каким студентом Вы были и как проводили свободное от учёбы время?
Олеся Александровна: Я была очень плохой студенткой для требовательных преподавателей. На занятия, которые мне не нравились, просто не ходила. Но у меня была хорошая база, потому что я окончила школу с отличием. Это позволяло мне с лёгкостью сдавать долги в конце семестра. Много времени проводила с друзьями-одногруппниками. У нас была очень дружная группа. Мы все делали вместе. Могли толпой помогать кому-то с ремонтом или переездом, а на выходные поехать за город и вместе отдохнуть. Как-то всей группой отмечали у меня дома Новый год. После праздника мы ещё неделю там тусовались, потому что осталось много еды.
АРТ-ВИВТ: Преподаватели часто становятся той личностью, которая вдохновляет студентов на новые свершения. А был ли у Вас такой преподаватель, который оказал сильное влияние на Ваше становление?
Олеся Александровна: Да, это была заведующая кафедрой, которую я окончила. Преподавала у нас теоретические основы электротехники и электронику. Добрая, но строгая женщина. Интересно рассказывала теорию и практику, была примером для меня. Глядя на неё, я решила стать преподавателем и учёным.
Блиц-опрос
АРТ-ВИВТ: Какие качества/навыки Вы считаете определяющими для профессионала своего дела?
Олеся Александровна: Желание работать с молодежью, дисциплинированность, способность чувствовать себя уверенно в любой ситуации, стремление к развитию, честность, обаяние.
АРТ-ВИВТ: Что самое важное в профессии преподавателя?
Олеся Александровна: Умение налаживать контакт со студентами, видеть понимание и удовлетворение в их глазах, а также интересно преподносить свою дисциплину.
АРТ-ВИВТ: Ваш главный совет студентам?
Олеся Александровна: Воспитывать в себе стремление к развитию.
АРТ-ВИВТ: Скажите, а сами Вы продолжаете изучать что-то новое, читать научную литературу?
Олеся Александровна: Постоянно это делаю.
АРТ-ВИВТ: Кто Ваш любимый писатель?
Олеся Александровна: Помимо научной литературы, в свободное время я читаю произведения жанра фэнтези. В настоящее время очень увлекаюсь книгами Джорджа Мартина. Например, «Песнь льда и огня».
АРТ-ВИВТ: Любимый фильм?
Олеся Александровна: Фильмы смотрю крайне редко, поэтому любимых у меня нет.
АРТ-ВИВТ: О чем Вы мечтаете?
Олеся Александровна: Оказаться хоть раз в мире своих фантазий.
АРТ-ВИВТ: Любимая цитата?
Олеся Александровна: «Из каждой безвыходной ситуации есть как минимум 7 выходов, из которых 4 парадные». Это перефразированный текст книги Стивена Кинга «Колдун и кристалл»: «Из любой ситуации есть три выхода: ты можешь принять решение что-то сделать, ты можешь принять решение ничего не делать. А можешь решить не принимать никакого решения».
АРТ-ВИВТ: Как Вы можете охарактеризовать себя в двух словах?
Олеся Александровна: Неугомонный оптимист и романтик.
АРТ-ВИВТ: Каковы Ваши ненаучные интересы?
Олеся Александровна: Люблю читать книги жанра фэнтези, выезжать на природу.
АРТ-ВИВТ: Какое из Ваших профессиональных/научных достижений Вы считаете самым важным?
Олеся Александровна: Защита диссертации, изобретение устройства, помогающего решить проблему брака продукции на предприятии.
АРТ-ВИВТ: Идеальный ученик для Вас – какой он? Давайте пофантазируем.
Олеся Александровна: Такой, какой я сама была в студенчестве: весёлый, довольный жизнью, лёгкий на подъём, молодой человек с головой на плечах. При этом не ботан, всё должно быть в меру.
Александра Алексеевна Лепёхина
Ведущий специалист департамента по работе со студентами (куратор)
АРТ-ВИВТ: Как проходил Ваш путь становлением куратором. Где Вы черпали вдохновение?
Александра Алексеевна: После школы я мечтала работать с детьми, поэтому поступила в ВГПУ. Обучаясь там, поняла, что хочу заниматься преподавательской деятельностью в колледже и вузе. Когда мне предложили работу куратором, я долго сомневалась, потому что на этой должности нужно много чего знать и уметь. Первое время я смотрела на своих коллег и очень боялась, что у меня ничего не получится. Помню, что Галина Александровна постоянно говорила: «Переживешь этот год, тогда тебе уже будет ничего нестрашно». И вот с этой мыслью я продолжала своё становление в новой роли. Были трудности, слёзы, желание всё бросить и уйти, но каждый раз меня останавливал мой упёртый характер. В итоге я выработала своеобразный иммунитет к неудачам. Что меня вдохновляет? Прежде всего, студенты! Мне нравится узнавать своих "деток" с новой стороны: их характеры, интересы и мечты. В силу своего возраста я могу быть с ними на одной волне. Люблю, когда ребята приходят ко мне с горящими глазами и делятся последними новостями из своей жизни. Особенно дорожу маленькими подарочками, которые получаю от студентов! Это может быть бабочка из бумаги, скрепка в виде сердца или маленький медвежонок. Я стараюсь выстраивать со студентами доверительные отношения, всегда оказываю им помощь и поддержку. Несу ответственность за своих ребят и отношусь к ним со всей душой.
АРТ-ВИВТ: Что входит в обязанности куратора?
Александра Алексеевна: В обязанности куратора входит в основном воспитательная работа: проведение кураторских часов, документооборот, общение с родителями. Со студентами я на связи 24/7. В чатах мы не только обсуждаем учебный процесс, но и делимся новостями, мемами и музыкой. Иногда, когда не спится, зайдешь в ВК, а там какая-то интересная беседа начинается. И как тут не подключиться?)
АРТ-ВИВТ: С какими сложностями Вы столкнулись, работая куратором?
Александра Алексеевна: Единственная сложность – запомнить такое количество имён.
АРТ-ВИВТ: Как первокурсникам адаптироваться в своей группе?
Александра Алексеевна: Как правило, знакомство первокурсников происходит ещё на организационном собрании, а уже на посвящении в студенты ребята ближе общаются друг с другом и формируются в дружный коллектив. Конечно, поступление в колледж – это выход из зоны комфорта и сильный стресс для организма, но не нужно замыкаться в себе и сидеть в стороне. Главное – общаться, общаться и ещё раз общаться. Тогда адаптация пройдёт намного приятнее и быстрее.
АРТ-ВИВТ: Как привить новоиспеченному студенту положительное отношение к профессии, если он столкнулся с трудностями в обучении и начал сомневаться в правильности сделанного выбора?
Александра Алексеевна: Положительное отношение к профессии формируется, когда человек уже адаптировался к студенческой среде и проявил интерес к учебным предметам. Недавно один мой студент сомневался в выбранной профессии. Всё, что нужно было сделать – это поговорить с ним по душам, узнать, какие трудности у него возникли, направить его в правильное русло. Порой ребятам сложно наладить контакт с преподавателем, поэтому у них возникают определённые трудности. Тогда они обращаются за помощью ко мне: мы вместе идём к педагогу и решаем возникшую проблему.
АРТ-ВИВТ: Поделитесь своими впечатлениями и опытом в профессиональной сфере.
Александра Алексеевна: У меня только положительные впечатления от работы! Я люблю своё дело и рада тому, что мне на пути встретились такие хорошие люди, как мои коллеги и студенты.
АРТ-ВИВТ: Чему бы Вы хотели научиться в будущем?
Александра Алексеевна:Скорее всего, научиться не принимать всё так близко к сердцу. Меня может тронуть даже грустное видео про котёнка! Потом я буду переживать за его судьбу весь оставшийся день.
АРТ-ВИВТ: Близится Новый год. В Вашей семье есть какая-то особенная традиция, связанная с этим праздником?
Александра Алексеевна:Особенных традиций нет. Главное – собраться всей семьёй.
АРТ-ВИВТ: Какую страну Вы бы хотели посетить в будущем и почему?
Александра Алексеевна: Румынию. Ещё в детстве мечтала посетить замок Бран, который по легенде считался местом пребывания графа Дракулы. Также мне бы хотелось побывать на Алтае и своими глазами увидеть Камышлинский водопад, ущелье "Красные ворота", Семинские ванны. Надеюсь, что совсем скоро мои мечты станут реальностью.
АРТ-ВИВТ: Студенческая жизнь – удивительная пора в жизни каждого человека. Каким студентом Вы были и как проводили свободное от учёбы время?
Александра Алексеевна: У меня мало свободного времени, ведь я до сих пор студент. Сейчас обучаюсь на втором курсе магистратуры в ВГПУ по направлению «Литературное, языковое и эстетическое образование». Свободное время провожу за чтением книг и написанием диплома. По возможности стараюсь посещать спортивный зал, встречаться с друзьями, ходить в театр и кафе.
АРТ-ВИВТ: Какой совет Вы дадите студентам?
Александра Алексеевна: Грамотно распределяйте своё время и берите от молодости всё! Конечно, в рамках моральных норм и закона.
Коденцев Евгений Иванович
Руководитель цикловой комиссии
АРТ-ВИВТ: Будучи студентом ВИВТ, Вы могли представить, что когда-то станете преподавать в стенах альма-матер?
Евгений Иванович: Нет, конечно, но у меня есть одна занимательная история на этот счёт. Я учился в филиале в г. Россошь, и к нам приезжали преподаватели из Воронежа. Среди них был Александр Васильевич Струков. Однажды он сказал: «Я вижу, что среди вас есть мои будущие коллеги». Эта фраза хорошо врезалась мне в память.
АРТ-ВИВТ: Почему Вы решили поступить в ВИВТ?
Евгений Иванович: Изначально я планировал поступать в институт МВД на следователя, но в итоге как-то не сложилось. Время шло и нужно было подавать документы в учебное заведение. Выбор пал на ВИВТ, о чём я в дальнейшем ни капли не пожалел.
АРТ-ВИВТ: В каком году Вы устроились на работу в ВИВТ?
Евгений Иванович: В том же году, в котором и окончил вуз, – в 2007-м. Вообще всё лето я провёл в поисках работы: постоянно ходил на собеседования и устраивался в разные места. Перед тем, как стать преподавателем, я успел поработать риелтором, системотехником и системным администратором, но всё это было не моё. Так случилось, что А. П. Преображенский узнал от моего одногруппника, что я с детства увлекаюсь электротехникой, а в ВИВТ как раз был нужен преподаватель по соответствующей учебной дисциплине. Тогда Андрей Петрович по телефону пригласил меня на собеседование. После этого я был принят в преподавательский штат. Помимо электротехники, читал пожарную и информационную безопасность. Вообще за 15 лет я вёл большое количество учебных дисциплин и получил много знаний из разных областей науки.
АРТ-ВИВТ: С какими трудностями Вы столкнулись, когда начали преподавать?
Евгений Иванович: Конечно, первый блин всегда комом, особенно когда ты приходишь преподавать тем ребятам, которые младше тебя всего на год. Сначала было непросто, но проблем со студентами, как таковых, у меня никогда не было.
АРТ-ВИВТ: Вы лояльный или строгий преподаватель?
Евгений Иванович: Я строгий, но справедливый преподаватель. Спрашиваю у своих студентов только то, что было на занятиях.
АРТ-ВИВТ: Поделитесь секретом, как всё успевать?
Евгений Иванович: В последнее время замечаю, что у меня стало меньше энергии. В начале своей карьеры я мог работать без выходных: днём – преподавателем, а вечером – тайным покупателем на заправках. Мог в 2:00 заправиться, сделать отчёт, приехать к 6:00 домой, искупаться, поесть и отправиться на пары. Сейчас понимаю, что все дела выполнить невозможно и нужно уделять время отдыху. Вообще я очень трудолюбив: не боюсь никакой работы и всегда ответственно подхожу ко всему, за что берусь. Меня так воспитали. Есть одна очень классная фраза: «в цирке даже медведя научили на велике кататься». Я считаю, человек и подавно должен постоянно учиться чему-то новому и двигаться только вперёд. Думаю, это убеждение помогает мне не останавливаться на достигнутом и развиваться.
АРТ-ВИВТ:А откуда Вы черпаете новые знания? Можете посоветовать какие-то книги или блоги?
Евгений Иванович: Я уже давно не читаю художественную литературу. Захожу на профессиональные форумы, где публикуются тексты о станках, принтерах и других видах технического оборудования. Посоветовать ничего не могу, потому что не хочу навязывать другим своё мнение.
АРТ-ВИВТ:Есть какая-то сильная личность, которая Вас вдохновляет?
Евгений Иванович: Нет! Я никогда не равняюсь на кого-то и считаю, что каждый человек создаёт себя сам. Можно только порадоваться успехам других, но подражать кому-то точно не стоит.
АРТ-ВИВТ: Опишите Ваш идеальный выходной
Евгений Иванович: Хорошая погода, семья и казан! Каждые выходные я что-то готовлю на костре и радую своих родных вкусными блюдами.
АРТ-ВИВТ: В этом году наш образовательный холдинг отметил своё тридцатилетие. Каким Вы видите его через 10 лет?
Евгений Иванович: Хочется, чтобы в будущем ВИВТ не переставал развиваться и вышел на более масштабный уровень. Надеюсь, что образовательный холдинг продолжит побеждать в различных конкурсах, а студенты будут разрабатывать в лабораториях новые изделия и устройства. Мы должны двигаться только вперёд!
Светлана Андреевна Максина
Проректор по социально-экономическим вопросам, главный бухгалтер.
АРТ-ВИВТ: Какое образование Вы получили и почему выбрали эту профессию?
Светлана Андреевна: Я закончила ВГТУ по специальности «Экономист-менеджер машиностроительного производства». Вопрос с поступлением решился очень быстро: серебряная медаль позволила мне поступить в понравившийся вуз с одного экзамена. Выбор направления обучения был обусловлен тем, что с одной стороны в школе мне нравились гуманитарные предметы, а с другой – я обладала математическим складом ума, требующим от изучаемых дисциплин системности и логики. Экономика, как ни одна другая наука, сочетает в себе эти 2 направления. Конкретно бухгалтерский учёт в период обучения казался мне слишком сухим и скучным, но востребованность на рынке труда в 90-е годы профессии бухгалтера предопределила мой дальнейший профессиональный путь.
АРТ-ВИВТ: Позволяет ли Ваша профессия раскрыть творческие способности, проявить креатив?
Светлана Андреевна: Я считаю, что на любой работе можно творчески проявить себя, особенно когда ты увлечен своим делом. Как оказалось, даже в «сухих» цифрах, которыми оперирует бухгалтерский и финансовый учёт, можно увидеть красоту. За скучными, на первый взгляд, расчётами скрывается чувство, похожее на вдохновение поэта или музыканта.
АРТ-ВИВТ: Какие качества/навыки Вы считаете определяющими для профессионала своего дела?
Светлана Андреевна: Кроме заинтересованности в своём деле, определяющими навыками я считаю внимание к деталям и умение выстраивать логические связи между «фактами хозяйственной деятельности» – так в бухгалтерском учёте называют все события, происходящие в организации, которые можно выразить в денежном эквиваленте.
АРТ-ВИВТ: Ваш совет начинающему бухгалтеру?
Светлана Андреевна: Мой совет любому человеку, начинающему свой профессиональный путь: подходите к своей работе ответственно и постоянно совершенствуйтесь в выбранном направлении!
АРТ-ВИВТ:Когда вы устроились на работу в ВИВТ? С какой должности начался Ваш профессиональный путь?
Светлана Андреевна: В начале 2000-х я уже почти 10 лет работала главным бухгалтером в нескольких небольших компаниях. Исполняла свои обязанности, как сейчас говорится, удалённо. В какой-то момент поняла, что моё профессиональное развитие стоит на месте. Мне не хватает коллектива, погружения в более интересные и объёмные задачи. Так было принято решение найти работу не просто с полной занятостью, но и в активно развивающейся организации. От знакомых я совершенно случайно узнала о вакансии главного бухгалтера в ВИВТ. И это была судьба. Успешно пройдя собеседование, я не просто была принята в штат, но и в итоге прошла путь от главного бухгалтера до проректора по социально-экономическим вопросам. Прошло двадцать лет, а как будто один день!
АРТ-ВИВТ: Что для Вас вуз и Ваша работа в нём?
Светлана Андреевна: VIVTfamily – и этим всё сказано! За долгие годы вуз стал более чем родным для меня! Нас связывают общие победы и неудачи, взлёты и падения. Это, с одной стороны, ребёнок, в которого ты вкладываешь свои силы и душу, а потом следишь за его успехами, а с другой – требовательный наставник, направляющий и дисциплинирующий тебя. В ВИВТ у меня появились возможности для развития личных и профессиональных качеств. Здесь я обрела коллектив, который смотрит со мной в одном направлении. Очень люблю и вуз, и свою работу в нём.
АРТ-ВИВТ: Сравните ВИВТ, в который Вы пришли, с тем, каким он является на данный момент: атмосфера, уровень развития, студенты, коллектив.
Светлана Андреевна: Конечно, изменилось многое. Вуз вышел на принципиально новый уровень развития: из небольшого коллектива сформировался крупный штат сотрудников, задачи, цели и проекты приобрели серьёзные масштабы, которые казались раньше недостижимыми. Также интересно смотреть на новые поколения студентов. Могу сказать, что сейчас у нас учатся прекрасные ребята, отличающиеся от студентов начала 2000-х, но не менее умные, вовлеченные и активные. Самое главное, что неизменной остаётся атмосфера в вузе: такая же позитивная и доброжелательная.
АРТ-ВИВТ: В ВИВТ есть программа среднего профессионального образования «Экономика и бухгалтерский учёт». Многие ребята думают, что профессия бухгалтера давно канула в лету и не представляет собой никакого интереса для современного общества. Как разрушить этот стереотип среди абитуриентов?
Светлана Андреевна: : На данный момент без экономиста, бухгалтера или хотя бы минимальных знаний в экономике, в теории бухгалтерского учёта невозможна ни предпринимательская, ни производственная деятельность. Зачастую финансовый работник – это второе лицо в организации. Поэтому в настоящее время данная специальность остаётся востребованной и нужной. Кроме того, она требует определённого склада ума и характера: нужно любить и «понимать» цифры, не бояться ответственности, уметь справляться с проблемами, не теряя хладнокровия. Вообще я считаю, что базовые экономические знания, например, знание основ бухгалтерского учёта, необходимы всем руководителям и предпринимателям. Управленцам финансовое образование тоже пойдёт на пользу!
АРТ-ВИВТ: Из года в год вуз активно развивается и продолжает занимать ведущие позиции в рейтингах российских вузов, и в этом, конечно, состоит заслуга Вашего подразделения. Что помогает ВИВТ быть конкурентоспособным на уровне других российских вузов?
Светлана Андреевна: Наш образовательный холдинг, идя в ногу со временем, остаётся на одной волне с молодёжью.Абитуриенты, видя активность, амбициозность и умение ВИВТ подходить творчески к своему развитию, с уверенностью выбирают его для поступления.
АРТ-ВИВТ: Что бы Вы хотели пожелать в этот юбилейный год тем, кто связал свою жизнь с ВИВТ?
Светлана Андреевна: Как минимум на пятидесятилетии вуза с гордостью вспомнить не только достижения, свои и образовательного холдинга, но и обозначить планы на следующие десятилетия.